Диалог культур - путь к миру и высоконравственному гражданскому обществу
 
            Сегодня в каждом школьном классе есть дети разных национальностей. Исключением не является школа № 12, на базе которой работает детское объединение МБ ОУ ДОД ВСЦ «Патриот» «Юный краевед» обучающихся начальных классов. Непривычные имена: Илаха, Айтакин, Зура, Амаяк, Салим, ярко выраженная кавказская внешность, активность и прилежание на занятиях, фотографии на школьной доске почёта и … агрессия – насмешки, обзывания, грубость за спиной.
     Новые образовательные стандарты, учитывая реалии времени, задачи построения в России демократического общества на основе многонационального поликультурного состава, толерантности, диалога культур, рекомендуют в качестве составляющей гражданско-патриотического воспитания детей проявление интереса к культуре и обычаям других народов. С целью воспитания толерантности, гармонизации межнациональных отношений в школе и на улице, противодействия ксенофобии и экстремизму среди молодёжи в объединении было организовано и проведено социально-ориентированное воспитательное дело «Диалог культур». 
Интерес обучающихся вызвала история современных кавказских войн, миссия русского народа, приютившего беженцев и переселенцев. В ходе совместных размышлений были сформулированы и записаны на доске ключевые понятия интернационализма. Перед одноклассниками выступили: азербайджанка, чеченка, турчанка. Каждая девочка исполнила гимн своей исторической родины, рассказала стихотворение или балладу о её национальных героях, показала фотографии с видами страны, исполнила народный танец, провела игру, угостила блюдом национальной кухни.  Как отметили девочки, к мероприятию они особо не готовились, так как всё о своей далёкой Родине давно знали, и танцевали всегда, только блюда - азербайджанскую долму, чеченскую халву и турецкую пахлаву готовили мамы, а они им помогали. В выступлении Зуры, чеченки по национальности, кроме гимна, песни, стиха, была выученная наизусть биография президента Чеченской республики Р.А. Кадырова. Есть над чем задуматься: каждый ли русский четвероклассник знает наизусть хотя бы слова Российского гимна?
Начало положено и есть надежда, что диалог культур продолжится. Таджик Салим и армянин Амаяк, наблюдавшие за праздником со стороны, согласились представить свою историческую родину на следующей встрече. Дети разных национальностей развернулись навстречу друг другу. Появился интерес к культуре другого народа, его обычаям и традициям. И это только первый шаг. Воспитательная работа по формированию умения жить в многонациональной, многокультурной среде должна быть непрерывной и системной.
 
Руководитель объединения «Юный краевед», педагог дополнительного образования 
МБ ОУ ДОД ВСЦ «Патриот» Тамара Юрьевна Оболенская