Диалог
культур - путь к миру и высоконравственному гражданскому обществу
Сегодня в каждом школьном классе
есть дети разных национальностей. Исключением не является школа № 12, на базе
которой работает детское объединение МБ ОУ ДОД ВСЦ «Патриот» «Юный краевед»
обучающихся начальных классов. Непривычные имена: Илаха, Айтакин, Зура, Амаяк,
Салим, ярко выраженная кавказская внешность, активность и прилежание на
занятиях, фотографии на школьной доске почёта и … агрессия – насмешки,
обзывания, грубость за спиной.
Новые
образовательные стандарты, учитывая реалии времени, задачи построения в России
демократического общества на основе многонационального поликультурного состава,
толерантности, диалога культур, рекомендуют в качестве составляющей
гражданско-патриотического воспитания детей проявление интереса к культуре и
обычаям других народов. С целью воспитания толерантности, гармонизации
межнациональных отношений в школе и на улице, противодействия ксенофобии и
экстремизму среди молодёжи в объединении было организовано и проведено
социально-ориентированное воспитательное дело «Диалог культур».
Интерес обучающихся
вызвала история современных кавказских войн, миссия русского народа,
приютившего беженцев и переселенцев. В ходе совместных размышлений были
сформулированы и записаны на доске ключевые понятия интернационализма. Перед
одноклассниками выступили: азербайджанка, чеченка, турчанка. Каждая девочка
исполнила гимн своей исторической родины, рассказала стихотворение или балладу
о её национальных героях, показала фотографии с видами страны, исполнила
народный танец, провела игру, угостила блюдом национальной кухни. Как отметили девочки, к мероприятию они особо
не готовились, так как всё о своей далёкой Родине давно знали, и танцевали
всегда, только блюда - азербайджанскую долму, чеченскую халву и турецкую
пахлаву готовили мамы, а они им помогали. В выступлении Зуры, чеченки по
национальности, кроме гимна, песни, стиха, была выученная наизусть биография президента
Чеченской республики Р.А. Кадырова. Есть над чем задуматься: каждый ли русский
четвероклассник знает наизусть хотя бы слова Российского гимна?
Начало положено и есть
надежда, что диалог культур продолжится. Таджик Салим и армянин Амаяк,
наблюдавшие за праздником со стороны, согласились представить свою историческую
родину на следующей встрече. Дети разных национальностей развернулись навстречу
друг другу. Появился интерес к культуре другого народа, его обычаям и
традициям. И это только первый шаг. Воспитательная работа по формированию
умения жить в многонациональной, многокультурной среде должна быть непрерывной
и системной.
Руководитель
объединения «Юный краевед», педагог дополнительного
образования
МБ ОУ ДОД ВСЦ «Патриот» Тамара Юрьевна
Оболенская